Частые ошибки воспитания

Отрицательные факторы среды,

влияющие на психическое развитие ребенка

Многосторонность эмоциональных потребностей, обемпечивающих нормальное развитие, уже сама по себе говорит о возможности большого числа отрицательных факторов среды. Так как среду грудных и маленьких детей составляют в первую очередь их родители, то абсолютное большинство отрицательных и вредных факторов следует искать в неправильном поведении родителей. Как чрезмерное проявление любви, так и ее недостаток, влекут за собой нежелательные последствия. Ребенок, который пользуется чрезмерной свободой в семье, чьи действия не направляются должным образом, все желания которого осуществляются, который никогда не встречается с запретом, скоро начинает господствовать над всей семьей. Он становится все более требовательным, и если его чрезмерные потребности не удовлетворяются, если он чувствует, что его хорошее настроение в центре внимания семьи, то в качестве достижения своих целей он использует как мощное оружие отказ от пищи, нежелание садиться на горшок, припадки ярости. И без того с наслаждением используемое на втором-третьем году жизни слово "нет" становится у него постоянной реакцией на все просьбы.

Одно из неправильных проявлений любви - чрезмерное желание защитить ребенка. Такие родители берут на руки ребенка, как только он заплачет, они кормят, одевают и купают ребенка и тогда, когда ему уже пора привыкнуть к самостоятельности. Постоянной заботой является то, что ребенок недостаточно кушает, поэтому его перекармливают, часто доводя до ожирения; опасаясь простуды, его постоянно кутают, водят к врачу; предохраняя его от нагрузки, родители сами выполняют школьные задания. Часть этих детей вырастает в слабых, безвольных людей, ипохондриков; другие, напротив, становятся невыносимыми, агрессивными. Чрезмерная забота о ребенке особенно часто встречается в семьях, имеющих одного ребенка, или у родителей более старшего возраста, а иногда со стороны бабушек.

Тяжелые последствия влечет за собой недостаток любви. У ребенка даже при хороших условиях жизни может развиться чувство потери родительской любви, положение становится особенно тяжелым, если ребенок чувствует себя действительно нежеланным. Нежеланным может быть ребенок, родители которого слишком молоды, незрелы для выполнения семейных обязанностей; ребенок, который родился от беременности, нарушившей образ жизни родителей, или ребенок, чьи способности не соответствуют ожиданиям родителей. Ребенок-инвалид, если в подсознании он и нежеланный, на деле редко страдает от недостатка любви. Родители чрезмерно защищают его, заботятся о нем, иногда во вред здоровым детям, и скорее у них, братьев и сестер больного ребенка, может развиться чувство заброшенности. Разочаровавшийся в родительской любви ребенок теряет чувство безопасности и ориентацию между "Я" и представляющимся ему враждебным внешним миром.

Не очень редкой ошибкой является излишняя строгость, родители часто чрезмерно требовательны. Такое поведение ошибочно: невозможно добиться того, чтобы родители воспитали образцового во всех отношениях ребенка. Неправильно, если мать ребенка запрещает все, любые действия ребенка наказываются, у ребенка не остается минуты для игры и развлечений, соответствующих его возрасту. В этой области часто главным судьей предстает отец, чрезмерно строгий и "свободный от ошибок", что может быть одним из факторов, вредных для развития ребенка. Серьезной и частой ошибкой является то, что родители не принимают во внимание стадию психического развития оребенка, то есть от маленького ребенка ждут того, что может быть достигнуто только в более старшем возрасте.

Большой ошибкой является унизительное сравнение с детьми, обладающими лучшими способностями, и стремление при помощи наказаний добиться от ребенка со скромными задатками блестящих достижений. У ребенка, достоинство которого унижено, или которого часто подгоняют, может развиться целый ряд таких качеств, как чувство неполноценности, реакции страха, робости, злости и ненависти. Так ребенок приходит к убеждению, что независимо от того, что он делает, оценки его достижений, похвалы, любви и понимания он все равно не добьется, потому что взрослые существуют только для того, чтобы возражать и наказывать его; в этих случаях он нередко находит спасение в болезни. У таких находящихся в постоянном напряжении детей нередко появляется недержание мочи, энкопрез (недержание кала), психосоматические расстройства, головные боли, рврта, боли в животе, быстрая утомляемость. В более старшем возрасте такие дети могут "восстать" против родителей, против доминирующего авторитета, лишенного понимания. Это может быть одной из причин преступлений, совершаемых малолетними.
Правильное воспитание ребенка нельзя вести такими средствами, как постоянные возражения, бесконечные наказания, тем более телесные. В родительском доме необходима дисциплина и определенный порядок. Однако правильными, разумными средствами для достижения этого является контакт с ребенком, понимание, пробуждение его чувств, развитие любознательности в должном направлении. Ребенка надо похвалить, когда он ведет себя хорошо, но никогда не следует делать этого, восхищаться им, когда он ведет себя плохо. Если ребенок балуется, его ставят в угол, укладывают в кровать либо высылают из комнаты, куда он возвращается через поразительно короткое время "хорошим ребенком". Наказание должно следовать немедленно за поступком, без промедления, т.к. последовательное поведение способствует выработке у ребенка связи проступка с наказанием. "Исправившегося" ребенка родители должны снова "принять", однако не следует постоянно возвращаться к его проступкам и шалостям. Лучшим методом является последовательное воспитание ребенка. В более старшем возрасте средствами наказания и дисциплинирования станет откладывание на короткое время некоторых развлечений, экскурсий и т.д. Важно, чтобы мера наказания находилась в соответствии со степенью проступка.
Вышеуказанные отрицательные факторы среды могут быть исключены или их значение уменьшается, если родители больше узнают о психологических особенностях ребенка и о правильном воспитании, меняют стиль общения с ребенком, учатся по-новому, более адекватно относиться к его особенностям. 

Бедная стимулами, раздражителями среда создается в том случае, если родители не понимают важности этого фактора, если они беззаботны или недостаточно грамотны, и это может задержать психическое развитие ребенка даже если он обладает хорошими задатками. В запущенной, обедненной среде у ребенка могут развиться особые формы поведения: стереотипные движения, жвачка, анорексия и т.д. Аналогичная ситуация может возникнуть также в детском учреждении, если обслуживающий персонал слишком малочислен.
Если родители слишком возбудимы, напряжены, то в таком случае дети получают слишком много раздражителей, гораздо больше того количества, которое необходимо для обеспечения спокойного развития ребенка. Подобные условия создаются в семьях, когда родители часто ссорятся и ненавидят друг друга, склонны к алкоголизму или наркомании. К особым психологическим проблемам принадлежат вопросы правильного воспитания детей разведенных родителей, сирот, оставленных детей, усыновленных. Также специфичны проблемы, возникающие в детских домах и заведениях для хронически больных детей. Школа тоже может стать источником психических перегрузок ребенка.