Эссе "Моя педагогическая философия"

 

«Первое условие разумной родительской любви –

владеть полною доверенностью детей, и счастливы дети,

когда для них открыта родительская грудь и объятия,

которые всегда готовы принять их и правых, и виноватых и

в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения».

 (Белинский В. Г.)

 

Я всегда верила в силу призвания. Прошло время, и я понимаю, что это действительно так. Страсть к делу находится где-то внутри нас. Я думаю, чем раньше человек поймет, где его место в жизни, тем больше доброго и полезного он успеет сделать для себя и окружающих. В слова «любимое дело» я вкладываю особый смысл. Это то, чем нравится заниматься человеку, от чего он не устает никогда. Это дело, в котором он наиболее полно раскрывает свои способности. Наконец, это то, что человек может и должен делать во имя других людей. У Оноре де Бальзака есть замечательные слова, подтверждающие мои мысли: «Призвание сильнее всех препятствий, которые ему кто-либо ставит! Призвание, как подсказывает само слово, означает призыв!». Мое призвание - помогать детям полноценно развиваться в измененных условиях функционирования систем их организма, объединяя ресурсы семьи и опыт педагогов, видеть и радоваться вместе их достижениям, даже самым незначительным шагам к успеху.

Когда я пришла работать в детский сад, я не думала, что настолько сильно буду переживать за каждого своего воспитанника, я не думала, что день за днем буду проживать вместе с ними их жизнь. Но сейчас я смело могу сказать, я счастлива, что выбрала именно эту профессию, потому что  имею возможность помочь и подарить луч надежды, который так необходим семьям, воспитывающих детей с задержкой психического развития.

Дети, самое ценное, что есть в нашей жизни. Наш смысл, наше будущее, наши надежды и ожидания. И на что только мы не готовы для их счастья и благополучия. Мир детства множествен и разнообразен, и не для кого ни секрет, что одному ребенку нужен всего лишь маленький толчок, чтобы раскрылись его уникальные способности, а другому необходима каждодневная специализированная коррекционная помощь, подчас, даже нескольких специалистов. 

Самое первое, самое ценное, самое родное и близкое, что дано детям - это семья. Важность детско-родительских отношений неоспорима и занимает одно из первых мест в процессе развития и становления ребенка, там он приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные тем, что в семье есть такой ребенок. Именно это часто не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми. И я, как учитель-дефектолог, направляю и подсказываю пути решения данной проблемы, ведь задержка психического развития у ребенка - это не приговор.

Многие родители, сами того не замечая, очень часто применяют к своим детям условности: «Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить» или «Пока ты не начнешь слушаться, я не куплю тебе игрушку» Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его будут любить, «только если…». Но можно ли применять какие-либо условности в отношении к детям с задержкой психического развития? Лично моё мнение, нет! Таким детям нужен особый индивидуальный подход: потребность в понимании и принятии его таким, какой он есть, при этом с максимальной гибкостью нужно помогать ему в его развитии, и не менее важной, а порой даже решающей является потребность в любви, ведь это фундаментальная человеческая потребность. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. А ребенку с задержкой психического развития особенно она нужна, как пища растущему организму. Родительская любовь питает его эмоционально, помогая психологически развиваться.  

Воспитание в семье ребенка с проблемами в развитии - ответственная задача для родителей. Они часто задают мне вопрос на индивидуальных консультациях:  что будет дальше с нашим ребенком? И мне важно объяснить родителям, что их ребенок ничем не отличается от сверстников. Просто обучаться он будет медленнее других детей, но чтобы достичь наилучших результатов, принимать активное участие в развитии ребенка должны не только педагоги детского сада, но и сами родители, которые создадут все необходимые условия в семье, соответствующие состоянию ребенка.

Главное - родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс, пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. И каждый раз, я не устаю повторять родителям слова великого философа и писателя Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими -  это сделать их счастливыми».

Не зря же существует правило трех «П»: принять, понять, помочь. Но для родителей детей с задержкой психического развития я использую правило шести «П»:

Понимайте своего ребенка!

Поддерживайте его во всем!

Помогайте ребенку!

Подсказывайте и направляйте!

Поощряйте и обнимайте своего ребенка!

Принимайте его таким, какой он есть!

И если подвести итог выше изложенному, то могу сказать: «Моя педагогическая философия - это конкретная помощь конкретному ребенку и семье».